Константин и христианство

kn77

С именем императора Константина связаны великие события, которые отмечены в истории глобальными переменами.

Христианство, которое доселе, не понималось и не принималось властью и обществом, внезапно стало популярным и желаемым в обществе. Это привело к разностороннему развитию церкви, и популяризации христианского учения в мире. За всеми этими событиями стоит уникальная личность императора Константина, чей вклад в данный процесс трудно переоценить.

Так кто же он? Сподвижник христианской веры и смелый защитник христиан? Или же находчивый правитель, который умело воспользоваться христианством для достижения своих властных интересов?

Контекст прихода к власти Константина

Во второй половине третьего века, императором в Римской империи был Диоклетиан. Обеспокоенный несовершенной системой перехода власти в империи, он начал реформировать структуру власти. Основная цель, которую хотел достичь Диоклетиан, это установить порядок в системе престолонаследия в империи. Диоклетиан надеялся, что сможет разрешить извечную проблему страны, когда при смене правителя в империи вспыхивали кровопролитные гражданские войны. По его замыслу реформы помогут осуществить плавную и легальную смену правителей. Чтобы осуществить задуманное, он разделил огромную империю на четыре региона, и передал управление этих областей под власть назначенных им императоров. По его плану, власть императоров не должна быть равной, два императора получили высший титул августа, на западе империи — Максимиан, а на востоке он сам. А в подчинение у каждого из них стало по одному императору, которые стали носить титул кесаря. Ими стали Голерий у Диоклетиана, и Констанций Хлор у Максимильяна.

По началу казалось реформы оправдали ожидаемое, и жизнь в империи протекала относительно спокойно и мирно, не считая локальных конфликтов в пограничных районах империи и военных компаний кесаря Голерия на Дунае и против Персов. Но в последующем, система опять дала сбой, смена власти опять вылилось в противостоянии претендентов на престол и гражданскую войну в государстве.

Великие гонения на христиан

kn76

В начале четвертого века, именно в правление Диоклетиана начались самые жестокие преследования христиан. С начала не что не предвещало гонений, и даже казалось, что времена недоверия к христианам остались в прошлом. За прошедшие годы христиане доказали свое уважение и лояльность к власти. Они хорошо относились к окружающим, и их искренняя, нелицемерная вера для многих людей становилось привлекательной.

К этому времени десятая часть граждан империи приняли христианскую веру. Спокойствие внушало и то, что христиане были в окружении императора, и даже среди самых близких родственников. Например, даже жена Диоклетиана, которую звали Прискила и его дочь Валерия исповедовали христианскую веру.

В 295 году за отказ служить в армии и по обвинению в дезертирстве, несколько христиан, солдат римской армии, были приговорены к смертной казни. Эти события, произошли в боевых легионах императора Галерия, чье отношение к христианам было крайне враждебным. Не исключено что эти обвинения были сфабрикованы, так как после этих событий Галерий убедил Диоклетиана, издать указ об изгнании из Римской армии всех христиан. А уже в 303 году Диаклетиан под давлением Галерия издал еще один, более суровый эдикт, в нем он предписывал убрать христиан со всех государственных должностей, а так же уничтожить все христианские здания и сооружения, и сжечь всю христианскую литературу.

Как и следовало ожидать, христиане отказывались отдавать на сожжение свои святые книги, и за эти акты непослушания их подвергали пыткам и приговаривали к смертной казни. Это привело к тому что обстановка в империи накалялась, среди христиан росло недовольство и в некоторых районах империи в знак протеста вспыхивали восстания. Диоклетиан со своей стороны видел в происходящем серьезную опасность, во-первых, разрушались традиционные устои империи, во-вторых он боялся потерять свою власть. Поэтому его политика в империи была направлена на ужесточение гонений на христиан.

Смена власти в империи

В 304 году Диоклетиан тяжело заболел, он был сильно напуган волнениями в народе, голодом и эпидемиями в империи, и в результате под сильным давлением Галерия отрекся от престола. Между тем, Галерий продолжал захватывать власть в стране и ввел войска на территорию, которая находилась под управлением Максимиана, и принудил его отречься от престола.

Таким образом, власть в империи перешла к Галерию и Констанцию Хлору. То есть два кесаря сменили двух августейших императора. Двумя кесарями при них стали Север и Максимин Дайя, чьи политические влияния были очень слабыми. У Максимиана и Констанция Хлора были сыновья Максенций и Константин, оба они имели большую популярность в войсках, а перемены которые произошли во власти, вызывали, по меньшей мере, беспокойство среди легионеров в войсках.

Поэтому чтобы контролировать императора Констанция Хлора, Галерий взял в заложники его сына, будущего оператора Константина. Под стражей к Константину относились не плохо, его содержали во дворце, в хороших условиях, но под арестом. Через некоторое время Константину удалось сбежать, он переправился к своему отцу и находился под защитой отца вплоть до его смерти.

Восхождение Константина

После смерти августа Констанция Хлора, отца Константина войска, находившиеся в его подчинении, отказались подчиниться августу Галерию и провозгласили своим императором Константина. Так началась политическая карьера Константина.

Борьба за трон императора для него была очень трудной, смутное время и множество претендентов на престол усложняли задачу для Константина. Как мы отмечали, это время жестоких гонений на христиан, косвенно виновником и инициатором которых был император западной части империи, Галерий. Неудивительно, что в результате противостояния в отношениях между Восточным и западным императорам, на востоке империи указы Галерия намеренно игнорировались.

Трудно дать точное определение, что служило основным мотивом, для
Константина, в лояльном отношении к христианам. Но рассматривая исторические предпосылки, напрашивается вывод, что в лояльности к христианам для него была некая политическая целесообразность. Во-первых, это связанно с его оппозицией к римскому императору, и как следствие, сопротивление всем указам с Рима, в том числе касавшихся христиан. Во-вторых, восточная часть империи, в которой управлял Константин, стала прибежищем для множества лояльных к нему христиан, которые искали убежище в гонениях из Рима, и в принципе становились сторонниками Константина.

Сам же Константин уделял большое внимание своей славе, и утверждал
собственную власть. Для того чтобы иметь уважения со стороны населения, он всячески показывал свое уважение к традициям Рима, поэтому охотно принимал участие в языческих обрядах, и жертвоприношениях языческим богам.

Решающее сражение

В 312 году после смерти Галерия императором в Риме стал Максенция. До этого Константину удалось планомерно, но с большим трудом и немалыми потерями завоевывать северную Италию, и, в конце концов, он подошел к Риму. Римский император хорошо понимал, что он имеет большое преимущество. Его армия превосходила количеством, а местность давало ему стратегическое превосходство.

Накануне решающего сражения Максенций принес жертвы языческим богам и призвал на помощь языческих жрецов, поэтому накануне битвы моральный дух своих войск вселял в него уверенность в победе.

Положение Константина было сложное, он дерзнул идти против Рима, «Древнего города». Отношение к этому городу даже среди его воинов было особенным. По народному поверью Рим защищал весь сонм древних богов. Рим имел великую силу традиции, и в нем сияла слава былого прошлого. Перед тем как идти на Рим Константин совершил гадание на внутренностях жертвенных животных, этот обряд назывался: «гаруспиции». Результат гадания оказался для него не благоприятным, и вместо победы ему предрекли поражения. Войска, видя и слыша это пророчество смущались и роптали, но кроме этого их пугало явное превосходство противника, и что им противостоит умелая преторианская гвардия, молва о доблести которой, гремела на всю Римскую империю. Константин понимал, что с таким настроем в армии, и в такой сложной ситуации ему не одержать победы в сражении. Ему необходимо было во чтобы то ни стало, поднять упавший дух своих солдат, а языческие боги уже не могли ему помочь. Оставался один путь — Бог христиан.

Далее все происходило как по искусно написанному сценарию. Константин перед сражением якобы увидел сияние на небе, христианский символ и монограмму, состоящую из двух греческих букв «хи» и «ро», первые буквы имени Христос на греческом языке, и фразу гласящую: «в этом знаке побеждай». На следующий день, весть о божественной помощи мгновенно распространилась в войсках, и вернула его солдатам боевой дух и уверенность в победе. После этого он приказал сделать себе украшенный золотом и драгоценными камнями штандарт, с изображением увиденной им монограммы, а так же написать явленный ему знак на щитах воинов. Чтобы закрепить уверенность, в тот же день, во сне, по его словам, он увидел некоего человека, в руке которого, опять-таки был знак, который был показан ему в чудесном видении. Когда Константин проснулся он заявил, что Сам Христос, Бог христиан приходил к нему во сне. Далее он призвал мастеров и приказал сделать изображение увиденного им креста, чтобы это изображение стало императорским знаменем.

Это знамя было названо императорской хоругвью, и Константин приказал носить его впереди войска, а для охраны знамени император выделил пятьдесят воинов. Так боевой дух армии Константина был чудесным образом поднят, и армия была готова идти в бой.

Благодаря неразумной стратегии суеверного Максенция, который был настолько уверен в своей победе что, вопреки здравому смыслу вывел свои войска за стены города. Император Константин одержал победу. Войска Максентия были разбиты, а сам он бежал с поля сражения, чтобы укрыться в стенах Рима, но на мосту через реку Тибр, который служил входом в «Вечный город», его поджидал отряд вооруженных воинов, засада, которую поставил предусмотрительный Константин. В этой схватке император Максенций был убит, по словам очевидцев, он умер, упав с моста в реку, а Константин в свою очередь победоносно вошел в Рим.

Государственная церковь

Разделавшись с главным противником Максенцием, Константин постепенно
одержал победу и над другими соперниками, став единым императором великой Римской империи. В 313 году он издал эдикт, в котором отменил все гонения направленные против христиан. Он провозгласил свободу совести и в основном оставался верен этому решению, в любом случае он не прибегал к насилию по отношению к христианам, в той мере как это делали его предшественники. Кажется, что Константин понимал, репрессиями с христианством ничего не поделаешь, тем более теперь, когда христиане весьма умножились.

Как опытный политик Константин сумеет приспособить христианство для своих политических целей. Он, безусловно, понимал, что в нравственном отношении христианство стоит неизмеримо выше языческих верований. Но вне сомнений, Константин в те годы, не пережил полного переворота в своей жизни, который можно назвать искренним обращением. В исторических заметках есть факты, как он продолжал возвеличивать себя, сооружал в честь себя грандиозные статуи и монументы. Записана история, когда он после казни, повелел нести голову своего врага перед собой.

Позже Константин заявлял, что полученные им от Бога ведения и исход сражения при Мольвийском мосту, послужили поводом к его обращению.

Дальше, все будет по-другому. Пройдет немного времени, и те, кто гнал христиан, будут сами гонимы своим, но уже христианизированным государством. Языческие храмы, которые так долго олицетворяли непоколебимую веру в традиции предков, конфискуют для нужд новой религии, новых ритуалов, на службу новой имперской идеологии, которую позже назовут: «симфония церкви и государства».

Библиография
Гонсалес Хусто Л. История христианства, в 2 т. СПб.: Библия для всех, 2003.
Луис Беркхов. История Христианских доктрин. СПб.: РО ХО Библия для всех, 1999-2000.
МакГрад Алистер. Введение в христианское богословие. Одесса: «Богомыслие», 1998.
Шафф Филип. История христианской церкви. Спб.: «Библия для всех», 2007.